Уменьшить шрифт Увеличить шрифт           Выберите шрифт:     Выберите цвет фона:

Двигатели гражданских самолётов России

Эта статья продолжает цикл о развитии двигателестроения в России. Основой этого цикла является книга Котельников В. Р., Хробыстова О. В., Зрелов В. А., Пономарёв В. А. «Двигатели гражданских самолётов России».

Гражданские самолеты появились позже военных. Клеман Адер делал свои «Авионы» на деньги военного министерства Франции. Братья Райт пытались с 1905 года продать свой «Флаер» правительству какой-нибудь страны (министерству обороны США за огромную по тем временам сумму в 2 миллиона долларов). И только после трех лет бесплодных попыток возобновили летные эксперименты. 

Первый пассажирский рейс в СССР был выполнен в мае 1921 года на «Илье Муромце», который до того использовался как бомбардировщик. Такая конверсия была широко распространена после Первой мировой войны. Самолеты строились как военные и немедля применялись в качестве гражданских. Одновременно появился способ создания пассажирских на базе военных, в том числе боевых. Постепенно требования к поршневым моторам для военной и гражданской авиации стали отличаться, но практика использования моторов, предназначенных для военных машин, на гражданских была достаточно распространенной. 

С появлением газотурбинной авиационной техники ситуация поначалу повторилась. На реактивные лайнеры первого поколения ставили двигатели, созданные ранее для военных самолетов. Также стали строить пассажирские машины на базе боевых, но практика показала, что этот способ бесперспективен. Единственный выигрыш – быстрота создания. Большая надежность не всегда обеспечивается. А меньшая коммерческая эффективность гарантируется. 

Пути пассажирской и боевой авиации разошлись навсегда. Требования к авиационным газотурбинным двигателям пассажирских и гражданских транспортных самолетов сильно отличаются от тех, которые предъявляются к двигателям военного назначения. 

Но уже с 50-х годов прошлого века начался поворот на сто восемьдесят градусов. На базе пассажирских стали делать военные самолеты. «Локхид» «Электра» и Ил-18 послужили основой базовых противолодочных Р-3А «Орион» и Ил-38. Из грузо-пассажирского широкофюзеляжного DC-10-30CF сделали заправщик КС-10А «Икстендер». Ближне-среднемагистральный В737NG стал противолодочным Р-8 «Посейдон». А модификация первого в мире реактивного пассажирского лайнера «Комета» 4С дала жизнь базовому противолодочному «Нимрод» MR. Mk.1. И это далеко не все случаи такой конверсии. 

Двигатели, созданные по гражданским требованиям, поднимают в небо военные машины. Круг замкнулся. 

Второй том трилогии об отечественных авиационных двигателях как раз и посвящен таким моторам, которые устанавливались на гражданские, военно-транспортные, учебные самолеты. Среди них можно выделить 31 базовый газотурбинный двигатель. На их основе создано еще 75 модификаций. В серии производилось не менее 65 вариантов авиационных газотурбинных двигателей. При работе над этой книгой мы приняли решение остановиться только на тех из них, что были установлены на летавшие самолеты или прошли государственные испытания / сертификацию. Таких двигателей было изготовлено более 160 тысяч экземпляров. 

Основное внимание уделено следующим этапам жизненного цикла двигателя: формированию концепции, проектированию, испытаниям, доводке и эксплуатации. Упоминаются различные события, связанные с самолетами, на которых установлены описываемые двигатели. Это спортивные достижения – мировые рекорды и выдающиеся перелеты. 

Задача этих публикаций: в популярной форме, на примере 18 типов поршневых моторов и 106 модификаций газотурбинных двигателей показать их место в развитии отечественной авиации, дать по возможности исчерпывающую и понятную картину результатов труда многочисленной армии конструкторов и производственников, благодаря которым отечественные двигатели для пассажирских, транспортных и военно-транспортных, учебных и спортивных самолетов создавались вполне на мировом уровне.

Опубликовано: 22.08.2024

предыдущая запись                    следующая запись